"Сидорова Суфия Ряшитовна, воспитатель. ГБОУ начальная школа №1 с.Хворостянка, Самарская область"

Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

 Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

Провела Сидорова С. Р

Вид детской деятельности. "Познавательное развитие"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Задачи:

1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатыхлюбознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

2. Развивать речевую активность (речевое развитие).

3. Развивать двигательную активность в играх (физическое развитие).

Методы и приёмы:

-практические: пальчиковая игра.

-наглядные:рассматривание, показ.

-словесные: беседа, вопросы, указание, объяснение.

Материалы и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки);посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки).

Методика проведения.

Проводится викторина "Пернатые друзья".

Дети делятся на две команды.

Объясняю правила: внимательно слушать ведущего, отвечать на вопросы и выполнять задания; выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Задание 1.

- Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь,как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает. (Сова).

-Рассмотрите картинку и расскажите об этой птице.

(Команды получают фишки за рассказ о птице).

В-ль: "Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно уши, клюв крючком. Глаза у неё большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится она ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает - "у-ху".Поэтому говорят сова "ухает".

Задание 2.

- отгадайте вторую загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

Задание 3.

-Собирает он проворно

Горстью брошенные зёрна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый. (Голубь сизый).

-А теперь ответьте на вопросы:

-Какой окрас у голубя?

-Голубь по размеру меньше или больше воробья?

-Чем питаются голуби?

-Могут ли голуби передавать письма?

В-ль:"Голуби - это птицы,которых можно научить передавать письма. Для этого к лапам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место - в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь- одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несёт добрую весть о мире и дружбе. "

Физкультминутка. Проводится игра "Перелёт птиц".

(Дети- "птицы" бегают по группе. По сигналу "Ветер, буря!" быстро убегают на свои места. Затем по сигналу "Солнце выглянуло", "Птицы"вновь бегают по группе.) (Игра повторяется 2-3 раза).

Задание 4.

-отгадайте четвёртую загадку:

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири).

Дети отвечают на вопросы:

-Слово "снегирь" связано со словом "снег"?

-Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца?

-Чем питаются снегири?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о снегире.)

Задание 5.

-Отгадайте пятую загадку:

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел).

detsad-736430-1480163403.jpg

-Какой окрас у дятла? (У самца дятла на голове красивая ярко-красная "шапочка", а у самочки дятла её нет).

-Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?

-Чем питаются дятлы?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о дятле.)

Задание 6.

Прочитать детям стихотворение Несмеяновой М. А "Здравствуйте птицы"

Наши ласточки-сестрички,

Но живут не вместе!

Гнёздышки в особом месте

Строят эти птички.

Кто под крышей выбирает

спальню для детишек,

Кто под берегом копает

Норки для малышек.

Ласточки-друзья,

Как люблю вас я!

detsad-736430-1480163435.jpg

Предложить детям найти и показать изображение ласточки, рассмотреть и ответить на вопросы:

-Какой окрас у ласточки?

-Чем питаются ласточки?

-Где ласточки устраивают свои гнёзда?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о ласточке.)

Задание 7.

Задать детям вопросы:

-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие). Предложить назвать зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь,.)

-Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма - они кормятся насекомыми.)

В-ль: "Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. "

-Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц).

В конце занятия подводим итоги, какая из команд получила больше фишек.

И в это время раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Сообщить детям, что эта посылка от Деда Природоведа, и зачитать детям письмо: "Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях - птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг -Дед Природовед".

Предложить детям на следующем занятии сделать кормушки для птиц, а также предложить детям дома сделать кормушки вместе с родителями.

А на прогулке провести игру "Перелет птиц".

detsad-736430-1480163483.jpgdetsad-736430-1480163522.jpgdetsad-736430-1480163546.jpg
13 ноября 2017 в 20:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.